Среда, 13.11.2024, 02:38
AllCool.my1.ru - лучшие материалы только у нас!
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Система Orphus
Главная » Сочинения » Заболоцкий Н.А.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)
    И мы должны понять, что есть значок, 
    Который посылает нам природа... 
    Н. Заболоцкий

    Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы. 
    Стихотворение "Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли "классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева. 
    Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

    Движется нахмуренная туча, 
    Обложив полнеба вдалеке, 
     Движется, огромна и тягуча, 
    С фонарем в приподнятой руке.

    Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. 
    В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

    Сколько раз она меня ловила, 
    Сколько раз, сверкая серебром, 
    Сломанными молниями била, 
    Каменный выкатывала гром.

    Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

    Сколько раз, ее увидев в поле, 
    Замедлял я робкие шаги 
    И стоял, сливаясь поневоле 
    С белым блеском вольтовой дуги.

    И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

    Вот он — кедр у нашего балкона, 
     Надвое громами расщеплен, 
     Он стоит, и мертвая корона 
    Подпирает темный небосклон.

    Эта стойкость "мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося. 
    Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом. 
    Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

    Иглы почерневшие с вершины 
     Осыпают звездами меня.

    Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее "раны от огня”, нанесенной кедру:

    Пой мне песню, дерево печали! 
    Я, как ты, ворвался в высоту, 
     Но меня лишь молнии встречали 
     И огнем сжигали на лету.

    А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

    Почему же, надвое расколот, 
    Я, как ты, не умер у крыльца, 
    И в душе все тот же лютый голод, 
    И любовь, и песни до конца!

    Таким образом, стихотворение "Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека. 
    В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: "сверкая серебром”, "нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью. 
    Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна "ловить”, "бить”, а "живое сердце” дерева "осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства. 
    Однако в стихотворении "Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть. 
    Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека. 
    Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.
Категория: Заболоцкий Н.А. | Просмотров: 263 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Опрос
Как делаете курсовую (дипломную, реферат) работу?
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Copyright © 2024 AllCool.my1.ruХостинг от uCoz