Рассказ «Соль» входит в цикл рассказов И. Бабеля «Конармия» (1926). «Конармия» имеет фрагментарную, разорванную композицию, что позволяет автору показать объект своего художественного исследования с разных сторон. А этим объектом является трагическое событие в истории России начала 20 века – гражданская война.
Рассказ «Соль», на мой взгляд, повествует о трагической стороне гражданской войны, вернее, об одной из них. Построено данное произведение как письмо в редакцию одного из «солдат революции» - Никиты Балмашева.
Стилистически верно передана речь данного героя: «Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные», «Поэтому опишу вам только за то, что мои глаза собственноручно видели», «Все мы горели способствовать общему делу и имели направление на Бердичев». Она напоминает речь рассказчика из романа А. Платонова «Котлован». Это варварская смесь просторечий и канцеляризмов, неуместно и неправильно употребленных, является характерной чертой того сложного времени.
Психологически тонко рисуется и характер Балмашева. Это фанатически преданный делу революции человек, готовый ради него на все, вплоть до убийства. Балмашев, говоря словами А. Фадеева, обладает «революционной нравственностью». То есть он, как и герои фадеевского «Разгрома», считает, что все, что способствует делу революции, - нравственно, а что мешает ему – безнравственно.
Очень жаль, что Никита, как и сотни тысяч других «солдат революции», во многом заблуждается, во многом является жертвой обмана. Вспомним его возмущение и искреннюю уверенность в том, что Троцкий – один из «вождей революции» в то время – «есть отчаянный сын тамбовского губернатора и вступился, хотя другого звания, за трудящийся класс».
Сюжет рассказа «Соль» незатейлив и прост. В вагон к солдатам просится «представительная женщина» с грудным ребенком. Она рассказывает историю о том, что не может добраться до своего мужа, и просит солдат взять ее в вагон.
Бабель без всяких прикрас показывает облик «солдат революции». Эти мужики начали отпускать непристойные шутки в адрес женщины: «Пускай ее, - кричат ребята, - опосля нас она и мужа не захочет!» Вспомним, к тому же, что до появления этой героини «ребята», ехавшие в вагоне, разогнали всех «мешочников», а некоторых «женщин посадили по теплушкам». Так в вагоне второго взвода оказались еще «две девицы».
После небольшого внушения Балмашева, который призвал солдат иметь уважение к женщине и ребенку, вспомнить свои семьи, взвод решил помочь героине, довести ее до мужа «в целости и сохранности»: «Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет».
Но весь вечер Никиту мучают смутные догадки. Наконец, не выдержав, ночью, он подходит к героине, отбирает у нее «ребенка» и срывает со свертка пеленки. «Дите» оказывается большим мешком с солью, а «представительная» мать – обычной мешочницей, спекулянткой.
В свое оправдание женщина говорит: «Простите, любезные казачки - … не я обманула, лихо мое обмануло...». Эти слова затрагивают важную проблему - нравственности поступков спекулянтов-мешочников и вообще людей в условиях гражданской войны. С одной стороны, спекуляция сама по себе не очень хорошее дело. Кроме того, эту женщину, как и всех остальных мешочников, Никита считает контрреволюционерами, которые невидимо точат дело революции. С другой стороны, эти «враги народа» пытаются выжить и прокормить свои семьи, в первую очередь.
Между Балмашевым и женщиной происходит важный разговор, показывающий разные позиции героев, демонстрирующий раскол российского общества на два непримиримых лагеря. Рассказчик утверждает, что своими делами «за Расею думает», спекулянтка же считает, что он, как и многие другие, «жидов Ленина и Троцкого спасает…» Эти позиции кардинально противоположны, и никогда не найдется у них точек соприкосновения. Поэтому и происходят каждый день кровавые столкновения, убийства, бесчеловечные жестокости, личные трагедии. Поэтому так жесток, но логичен финал рассказа.
Никита Балмашев выбросил женщину из вагона на полном ходу поезда. Но этого ему показалось мало. Увидев, что «эта гражданка» осталась жива и невредима и, через некоторое время, «пошла своей подлой дорожкой», герой не на шутку возмутился. Он пишет, что хотел тоже выпрыгнуть из вагона и убить ее или себя. Но товарищи рассказчика посоветовали ему другой способ – убить женщину из винтовки. Что Никита успешно и совершил, «смыв этот позор с лица трудовой земли и республики».
Заканчивается рассказ очень торжественно и даже пафосно – клятвой. Рассказчик от лица всего второго взвода клянется беспощадно уничтожать всех врагов революции. Эти слова звучат печально и страшно – в них столько убежденности в своей правоте, ненависти, узости мышления… И таких «солдат революции», с подобным подходом, большинство, говорит Бабель.
Среди них нет места таким, как Лютов, - герой «Конармии», наиболее близкий самому писателю. Нет в этих рядах места людям думающим, сомневающимся, рефлектирующим. Может быть, поэтому так страшно было жить в то время… Может быть, поэтому многие покидали Россию… Может быть, поэтому писатели без прикрас описывали то, что видели, - в назидание, ради памяти, ради приговора…