Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя её повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего невозможного. Грандиозные научные открытия позволили человеку по-другому посмотреть на мир. Все эти процессы отразились в лирике Н. Заболоцкого. На протяжении всего творчества природа остаётся главной в его поэзии. В ранний период поэта волновали метаморфозы, бесконечные изменения и превращения, происходящие в природе. В ряде стихотворений («Лицо коня», «В жилищах наших», «Прогулка») он обращается к философским проблемам окружающего мира.
Жизнь людей, живущих «умно и некрасиво», противопоставлена нераскрытой мудрости природы. В мире природы нет разобщения, поэтому деревья могут превращаться в людей, а люди в деревья. Эти чудеса говорят о единстве всего живого.
В стихотворении «Лицо коня» очеловечен облик коня. Поэт чувствовал, что его современники погрязли в мещанстве, потеряли связь с природой. Между тем, именно в природе он находил высшую гармонию. Его внимание привлекли научные открытия, которые позволяли делать фантастические прогнозы.
В тридцатые годы написаны стихотворения «Подводный город», «Человек в воде», «Школа жуков», «Людейников». В них воплощена мысль о бесконечном и беспрерывном движении материи, многообразии форм жизни. Поэт полагал, что в результате эволюции растительный и животный мир планеты поднимется до сознательного уровня. Конечно, сегодня эти стихи воспринимаются как утопия. Но значение их в том, что, сохраняя связь с наукой, они полны поэзии, ярких красок, искренности.
Философские поэмы «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (1933) развивают тему разумности природы, её целесообразности. В заключительных стихах поэмы «Птицы» выражена основная для поэта мысль:
… Земля моя, мать моя, знаю
Твой непреложный закон. Не насильник, но умный хозяин
Ныне пришёл человек во имя всеобщего счастья
Жизнь он устроит твою…
Н. Заболоцкий пришел к торжеству человека. По мысли поэта, он выражает разумность природы. Образ человека-творца проходит через стихотворение «Венчание плодами» (1932). Это своеобразный гимн науке, знанию. Именно они позволят переделать природу:
Когда плоды Мичурин создавал,
Преобразуя древний круг растений,
Он был Адам, который сознавал
Себя отцом грядущих поколений.
Но поэт, вместе с тем, видит, что природа сама по себе противоречива и, наряду с разумом, заключает в себе злые, стихийные силы. Это противоречие, по мнению Заболоцкого, может разрешиться творческой деятельностью человека. Только человек может организовать хаос природы и стать её «дирижёром».
Величественная картина северной природы создается в стихотворении «Север» (1936). Поэт прославляет подвиг челюскинцев, покоривших суровый край:
…И вся природа мёртвыми руками
Простёрлась к ним, но, брошенная вспять,
Горой отчаянья легла над берегами
И не посмела головы поднять.
Многие стихотворения Н. Заболоцкого о природе пронизывает особое ощущение – величие окружающего мира, во многом ещё остающегося загадкой для нас:
Хочу у моря я спросить,
Для чего оно кипит?
…Это множество воды
Очень дух смущает мой.
«Вопросы к морю», 1930
Для человека, которому кажется, что он освоил мир, природа загадочна и противоречива:
… Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
«Прогулка», 1929
Поэт осознаёт, что на пути к познанию есть ещё много преград.
На втором этапе творчества Заболоцкого природа предстаёт более «очеловеченной». Это уже не слепая стихия.
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» (1947) в отношении поэта к природе возникает и моральная проблема. Природа лишена понимания добра и зла, равнодушна к страданию. Она каждый день умирает и возрождается вновь («Журавли», 1948). С другой стороны, отстранённость человека от природы волнуют поэта. В стихотворении «Слепой» неполное восприятие мира оборачивается «мраком души».
Изображение природы теперь передаётся через психологическое состояние человека. В стихотворении «Гроза» (1946) тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения:
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь
вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке,
Эту молнию мысли и медлительное проявленье
Первых дальних громов – первых слов на родном языке.
В стихотворениях, посвященных Грузии («Храмгэс», «Сагурамо»), поэт раскрывается перед нами по-новому, ярким творцом с обострённым чувством цвета. Он создаёт яркие декоративные картины осенней природы из «охры и белил». А, наряду с подобными пышными картинами, Заболоцкий описывает простые и скромные пейзажи средней России.
Новая манера изображения природы связана с иным отношением к ней. Мир видится в «живых чертах», в единстве с человеком. Природа проявляется уже не в философском, а в реальном пейзаже: перед нами «жук-менестрель», «бабочка на пуантах», «апрель в аксибантах васильков» («Поэма весны»), «пуховый шарик одуванчика», «твердый клинок подорожника» («Я воспитан природой суровой»). Здесь Н.Заболоцкий продолжает лучшие традиции классической пейзажной лирики Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Фета.
Главное открытие поэта - чуткое внимание к мельчайшим изменениям, превращениям природы на всех уровнях: от маленького растения к стихиям. Природа в его стихах живая, меняющаяся.
В своём отношении к природе Заболоцкий прошёл важную эволюцию. Сначала он пытался освоить, понять, покорить её разумом, в итоге же почувствовал и полюбил её всем сердцем. Надеюсь, наше поколение последует примеру Заболоцкого и будет любить природу.